Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Кого из двух военачальников художник представляет как главное действующее лицо? Какими способами он это показывает?
2. К каким последствиям привело ослабление власти Великих Моголов?
3. Какие этапы можно выделить в истории покорения англичанами Индии? Подготовьте ответ, используя карту 6 (см. Приложение).
4. Почему ни одно из индийских государств XVIII в. не смогло объединить под своей властью Индию, как это в своё время сделали Великие Моголы?
5. Как было организовано управление английскими владениями в Индии?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) голод в Бенгалии; 2) разорение Дели Надир-шахом; 3) битва при Плесси; 4) смерть Типу Султана.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из текста, написанного в 1716 г. Рамачандрой Пантом Аматьей, министром одного из индийских государств, и ответьте на вопросы.
1. Какие основные черты политики европейцев в Индии отмечает Рамачандра Пант?
2. Предположите, кому и с какой целью мог быть адресован этот текст.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните происхождение и смысл понятия «сипаи».
Почему англичане активно использовали войска сипаев?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему сравнительно малочисленным англичанам удалось завоевать огромную и густонаселённую Индию?