3. Объясните, почему период в истории Японии с середины XVI в. до 30-х гг. XVII в. часто называют «христианским столетием». Как еще можно было бы назвать этот период в Японии, исходя из его важнейших событий?
4. Докажите, что объединение Японии сопровождалось важными реформами.
5. Почему судьбы огнестрельного оружия на Западе и в Японии оказались столь различны?
6. Как вы думаете, почему Китай, хотя тоже склонялся к политике самоизоляции, перешёл к ней позже, чем Япония?
⌛ Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) битва при Нагасино; б) правление императора Канси в Китае; в) появление португальцев в Японии; г) начало династии Цин в Китае; д) переход Японии к политике самоизоляции.
? Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из китайского источника «Записи о событиях в Северном Китае при конце династии Мин» и ответьте на вопросы.
1. Какие недостатки в состоянии страны выделяет автор источника?
2. Мог ли император исправить их? Свою точку зрения обоснуйте.
3. Как вы думаете, к какой части общества мог принадлежать автор текста? Свою точку зрения обоснуйте.
? Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «политика самоизоляции». Как бы вы определили противоположное понятие?
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему в XVII в. Япония перешла к политике самоизоляции, а Китай стал склоняться к ней?