Глава 2. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Параграф 7. Строение семян.
ВСПОМНИТЕ:
1. Какие растения имеют семена?
2. Какова роль семян в жизни растений?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.41)
1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?
2. Каково строение семени фасоли?
3. Какое строение имеет зерновка пшеницы?
4. Что такое эндосперм? Какова его функция?
5. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
6. Где находится запас питательных веществ в семенах яблони, миндаля, стрелолиста, частухи?
7. Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с учащимися класса.
8. Почему семенные растения наиболее распространены в природе?
ПОДУМАЙТЕ!
В чём состоит биологическая роль семян?
Моя лаборатория.
СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель работы: изучить строение семени двудольного растения.
Материалы и оборудование: семена фасоли (сухие и предварительно замоченные и набухшие), препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.
3. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешск, стебелёк, почечку.
4. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
5. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
6. Сделайте вывод о строении семян двудольных растений.
СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель работы: изучить строение семени однодольного растения.
Материалы и оборудование: семена пшеницы (сухие и предварительно замоченные и набухшие), скальпель, препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 26, изучите строение зародыша.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Сделайте вывод о строении семян однодольных растений.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?
Состав семян пшеницы и подсолнечника
Содержание жиров в клетках семян растений
▪ Используя различные источники информации, выясните, какими органическими веществами богаты семена разных растений. Как эти семена использует человек?
▪ Подготовьте сообщение и обсудите этот вопрос в классе.
▪ 85% видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15% видов его не имеют.
▪ Эндосперм обеспечивает питательными веществами развивающийся зародыш. У одних растений в нём преобладают углеводы, у других — белки, у третьих — жиры.
▪ Семя, как правило, относят к генеративным органам. Но семя — особая многоклеточная структура сложного строения. Это зачаточный организм, дочернее растение, развивающееся на материнском. Ему присущи все жизненные функции организма.
ШАГИ К УСПЕХУ
КАК СОСТАВИТЬ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЯ
Для того чтобы сделать описание любого растения, придерживайтесь следующего плана.
1. Определите жизненную форму растения (дерево, кустарник или трава).
2. Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая) растения.
3. Определите положение побегов в пространстве (вертикальные, ползучие, лазающие и др.).
4. Отметьте особенности внешнего строения листа (простой или сложный; сидячий или черешковый; наличие прилистников, форму и край листовой пластинки), тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое), тип листорасположения (очерёдное, супротивное или мутовчатое). Особенности внешнего строения стебля.
5. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
6. Отметьте особенности строения цзетка: строение чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке. Напишите формулу цветка и постройте его диаграмму.
7. Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
8. Укажите, к какому классу и семейству принадлежит описываемое растение.