Параграф 21. Передвижение веществ у растений.
ВСПОМНИТЕ:
1. Какие типы проводящих тканей в стебле вы знаете?
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
3. Что такое корневое давление?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.112)
1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
4. Какое значение для растения имеет испарение воды?
ПОДУМАЙТЕ! Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь
управлять их развитием? Если да, приведите примеры.
Моя лаборатория
Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 86, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо было видно, что окрасилась древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению. Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 86, б).
Рис. 86. Опыт, показывающий передвижение воды и минеральных солей по стеблю (а), веточки бальзамина и цветки подснежника в чистой и подкрашенной воде (б)
Опыт 2. Сделайте кольцевой надрез на древесной ветке. Удалите с поверхности ветки кольцо коры и обнажите древесину. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время на ветке выше кольца образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 87). О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитайте текст.
2. Выпишите незнакомые для вас понятия и найдите их определения в словарях или Интернете.
3. Какими свойствами обладает берёзовый сок?
4. Подготовьте сообщение о пользе березового сока. Предложите правила сбора берёзового сока.