Легендарный педагог Шалва Амонашвили и его удивительные уроки


> > Легендарный педагог Шалва Амонашвили и его удивительные уроки

С легкой руки Шалвы Амонашвили в младших классах ряда грузинских школ в порядке эксперимента детям не ставят отметки (превратившиеся для многих учеников, их родителей и учителей в некий фетиш, в самоцель, в кнут и пряник). А в экспериментальных классах дети учатся в буквальном смысле играючи, поскольку в обучении широко используется могучий эмоциональный стимулигра.

В экспериментальных школах апробируются методики, разработанные в Институте имени Гогебашвили, выдающегося педагога (его «Родная речь» свыше ста лет использовалась в школах, побив все рекорды долголетия учебников). Младшеклассники, помимо обязательной программы, увлеченно трудятся над своего рода диссертациями на выбранную ими тему (она может быть связана с историей, литературой, природой, техникой, наукой, спортом) и делают затем доклад перед всем классом.

Но как все это выглядит практически? Что представляет собой тамошнее игровое обучение? Яркие впечатления остаются после посещения открытых уроков Шалвы Амонашвили, на которых могут побывать желающие.

Открытый урок

На уроке математики поражает невероятная, противоестественная, прямо-таки пугающая тишина. Шестилетние озорники сидят не шелохнувшись, не издавая ни звука, и, вперив взоры в доску, напряженно следят, как Шалва Александрович выписывает на ней мелом неравенства. Такого не встретишь и во взрослых аудиториях. Даже на занятиях в институте усовершенствования учителей слышен вполне ощутимый шумок, и это считается нормальным.

Вдруг девочка с соседней парты встала и звонким голоском объявила: «Уважаемый учитель, у вас ошибкаУважаемый учитель обернулся: «Не может быть... гдеДевочка подбежала к доске и показала: «У вас тут «минус», а должен быть «плюс» – и, взяв мел, исправила. «Надо жесокрушенно заохал Шалва Александровичвсе время ошибаюсь... Что бы я без вас делал?» – и он торжественно пожал девочке руку: «Огромное спасибо, ты меня здорово выручила

Ее сияющее личико и лукавые улыбки одноклассников не оставляли сомнений в том, что они отлично осведомлены об истинных причинах постоянных ошибок своего наставника и с восторгом принимают условия игры. Уличить учителя, даже любимого, в промахе, пусть и нарочитомчто может быть сладостнее! Ведь тем самым как бы уравниваешься с ним, становишься его партнером по совместному поиску истины... Немаловажен и азарт: кто первым заметит ошибку?

Когда прозвенел звонок, мальчики не кинулись к дверям, как это обычно бывает в школах. Юные джентльмены ждали, пока выйдут все девочки...

|