3. Дайте своё определение понятия «агрессия». Сравните с определением в учебнике.
4. Замечали ли вы у себя, своих одноклассников признаки агрессии? В чём они выражались и как вы боретесь с этим состоянием?
5. Как вы понимаете, что такое манипулирование сознанием? Объясните своими словами.
6. Приведите примеры и особенности ассертивного поведения.
7. Как с позиции «взрослого» отказаться от предложения стать членом деструктивной группировки?
8. Как привлекают в деструктивные группировки?
9. Как противостоять манипулированию? Объясните на основе текста учебника. Какие правила вы выработаете для себя?
Работаем с источниками
Проанализируйте содержание параграфа. Какую полезную для себя информацию вы извлекли? Как вы поступите, столкнувшись с сайтом, призывающим к насилию? Подготовьте памятку в виде плаката.
Решаем задачу
1. Можно ли считать манипулированием следующие выражения: «Если ты не поможешь мне, ты мне не друг (подруга)»; «Мы собираемся сбежать с урока, ты должен (должна) пойти с нами, ведь мы всё делаем вместе»?
2. Как вы ответите на эти предложения с позиции «взрослого», с позиции «ребёнка»?
После уроков
Вместе со взрослыми найдите примеры манипулирования сознанием в литературе. Проанализируйте, какими приёмами пользуется манипулятор. Что можно ему противопоставить?