Страница 19
1. Какие свойства поколения изображены в элегии «Дума»?
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
3. Дискуссия. В чём сложность лермонтовской позиции в «Думе»? Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.
Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, насмешка горькая.
Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить вашу разговорную речь?
1. В чём смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?
2. Почему люди не поверили пророку и как они за это наказаны?
3. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чём их сходство и в чём различия? Подготовьте письменный сопоставительный анализ двух «Пророков».
Чем интересна лексика стихотворения Лермонтова и почему привлечены именно эти слова: всеведенье пророка, каменья, Предвечный, старцы, гласит, наг? Что этим достигается?