Страница 125
2. Дискуссия. Каков характер Печорина? Он «герой» или «злодей»? Осуждает или оправдывает Печорина автор?
3. Подготовьте (на выбор) характеристику одного из героев — Грушницкого, княжны Мери, Веры, Вулича, Вернера, Максима Максимыча и др.
4. Какую роль играют эти персонажи в раскрытии характера главного героя?
5. Почему лермонтовский роман называют психологическим?
6. Какое место в романе «Герой нашего времени» занимает каждая повесть?
7. Проанализируйте одну из сцен свидания Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы (на выбор).
8. Кто из героев этого произведения кажется самой интересной или самой загадочной личностью? Проанализируйте одну из сцен, эпизоды, которые подтверждают вашу точку зрения.
9. Постарайтесь на примере одной из сцен или одного эпизода показать особенности стиля М. Ю. Лермонтова (психологизм, ясность, лаконизм и другие черты, о которых говорили современники Лермонтова и наши современники).
10. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери?
11. Меняются ли характеры Мери и Веры на протяжении их взаимоотношений с Печориным?
Объясните слова и словосочетания, введите их в предложения собственной конструкции, подумайте, какое настроение несут эти слова: печально, грядущее, бремя познанья и сомненья, бездействие, постыдно равнодушны, тощий плод, осиротелый, осмеянных страстей, остаток чувства, глядя насмешливо назад, обманутый сын, промотавшийся отец.
Из какого произведения эти слова?
1. Сопоставьте характеры и судьбы Печорина и Онегина. Подготовьте рассуждение на эту тему.
2. Публичное выступление. Подготовьте устное высказывание на тему «Мотивы лирики Лермонтова» или «Критика о романе „Герой нашего времени“» (на выбор).
Что пишет Н. А. Добролюбов о Печорине? Каково мнение В. Г. Белинского? К какой точке зрения присоединились бы вы? Составьте небольшую сравнительную таблицу по приведённому образцу.
В. Г. Белинский Н. А. Добролюбов