Страница 272
1. Каков пафос стихотворения?
2. Почему для выражения этого пафоса поэт обращается к изображению моря?
3. Сравните стихотворения «К морю» и «Погасло дневное светило…».
1. Объясните значение слов и словосочетаний, тропов: блещешь красой, ропот заунывный, шум призывный, предел желанный, заветным умыслом томим, своенравные порывы, смиренный парус, твоею прихотью хранимый, скользит отважно, рвалась душа моя, путь беспечный устремил, воспоминанья величавы, неукротим, торжественная краса.
Какие из них уместно было бы использовать в современной речи, в каких случаях?
1. Стихотворение «К морю», завершающее период южной ссылки Пушкина, посвящено одному из самых сильных впечатлений поэта — поездке в Крым, посещению Черноморского побережья. Как средствами художественного чтения актёр передаёт ритм и звучание морского прибоя?
2. Как ритмический строй речи, повышение и понижение голоса актёра помогают ему передать настроение поэта? Какие чувства поэта передаёт актёр в воспоминаниях о Наполеоне? Как музыка усиливает интонации актёрского чтения?