Страница 256
1. Известно, как много крылатых слов и выражений распространилось с появлением комедии «Горе от ума». Найдите их, подумайте, когда можно использовать их в обычной разговорной речи, когда и в связи с чем использовали их герои комедии А. С. Грибоедова, например: «Ей сна нет от французских книг, / А мне от русских больно спится», «У девушек сон утренний так тонок», «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь», «Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок?», «Обычай мой такой: / Подписано, так с плеч долой», «Ах! Если любит кто кого, / «Зачем ума искать и ездить так далёко?», «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
Объясните крылатые выражения в комедии. Придумайте с ними предложения. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.
1. Каковы слова и тон речей Чацкого, адресованных персонажам, окружающим Софью? Что обличает Чацкий? Какие оттенки обличительных интонаций слышатся в голосе актёра (насмешка, ирония, сарказм...)?
2. Как актёрам удаётся передать характер и общественную позицию героев в монологах и диалогах Чацкого и Фамусова?
3. Какие из крылатых выражений, приведённых в учебнике в рубрике «Развиваем дар слова», можно использовать сегодня и какие из них прозвучали в актёрском чтении? Приведите примеры («Блажен, кто верует, тепло ему на свете!..» и др.).
4. Работа в группе. Подготовьте чтение по ролям услышанных в актёрском исполнении сцен.