Страница 255
5. Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Как отразился в комедии исторический конфликт эпохи? Кто из героев принадлежит к «веку минувшему», а кто — к «веку нынешнему»?
6. Прочитайте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в сокращении) и составьте простой план начала статьи (до слов «...и родилась вся комедия»), определите главную мысль этого фрагмента.
7. Какие две линии составляют сюжет комедии «Горе от ума»?
8. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и в каком действии, в какой сцене эти конфликты пересекаются? Какая роль отведена в конфликте Петербургу и Москве?
9. Как вы думаете, почему «общественная комедия» начинается с любовной интриги?
10. Какую роль играет тема «ума» в комедии?
11. Дискуссия. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.
1. Прочитайте наизусть выбранный вами монолог и сделайте его краткий анализ.
1. Подготовьте устную характеристику Чацкого, воссоздайте его биографию. В чём состоит «мильон терзаний» Чацкого? Кто же Чацкий — победитель или побеждённый?
1. Какие постановки «Горя от ума» и в каких театрах вы видели? Оцените их с точки зрения понимания авторского замысла.
2. Чем интересны иллюстрации к комедии? Какие из них кажутся вам наиболее близкими к характерам героев?