Страница 42
§6 Образование
Задумаемся
Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на протяжении жизни? Является ли изучение в школе предмета по выбору примером самообразования?
Знания, полученные в школе, дают базу, но на протяжении жизни необходимо постоянно учиться и адаптироваться к новым условиям. Самообразование становится важной частью развития.
Изучение предмета по выбору можно считать самообразованием, так как ученик проявляет инициативу, осваивает новые знания и умения по собственной воле.
Вспомним
Что присуще учению как виду деятельности? Как связаны образование и духовные ценности общества?
Учение как вид деятельности требует целеустремлённости, внимания, усвоения информации и её практического применения.
Образование тесно связано с духовными ценностями общества, так как передаёт традиции, моральные нормы и культурные достижения новым поколениям.
Страница 44
Рассмотрим изображение
Заменят ли электронные средства обучения традиционные учебники и пособия? Аргументируйте свой ответ.
Я считаю, что замена традиционных учебников электронными средствами нежелательна, так как частое использование последних может негативно сказываться на зрении.
Вопрос в тексте параграфа
Дошкольное образование является самостоятельным уровнем общего образования. Означает ли это, что все дети должны посещать дошкольные учреждения Почему вы так считаете?
Нет, это не означает, что дети обязаны посещать дошкольные учреждения, поскольку каждому ребенку предоставляется выбор в том, как он будет готовиться к школе. Можно отправить ребенка в детский сад, где он будет обучаться под руководством воспитателей, либо родители могут самостоятельно заниматься подготовкой ребенка к школе.
Страница 45
Обратимся к фактам
В чём, на ваш взгляд, причины такого изменения? Какие задачи должны стоять перед системой среднего профессионального образования?
Я считаю, что основная причина заключается в том, что школьники стремятся закончить обучение как можно быстрее и получить любое образование. Если школьник уходит в колледж после 9 класса, то он закончит учебу в 20 лет. В то время как если он поступит в университет после 11 классов, то он закончит обучение только в 22 года. У каждого свои собственные цели в получении образования.
Перед средним профессиональным образованием стоит цель обучить и подготовить специалиста высокого уровня квалификации.
Страница 46
Рассмотрим схему
Какой уровень профессионального образования реализует: а) строительный колледж; б) аспирантура института управления?
Строительный колледж предоставляет возможность получить среднее профессиональное образование.
Аспирантура института управления является реализацией 4-го уровня профессионального образования.
Обратимся к фактам
Какие ещё формы дополнительного образования вам известны? Какие вы считаете наиболее привлекательными?
Я знаком с различными формами дополнительного образования, такими как курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Мне кажется, что наиболее привлекательными являются курсы профессиональной переподготовки, потому что они позволяют получить дополнительные квалификации, эквивалентные высшему образованию.
Страница 47
Обратимся к источнику
Культурный уровень человека развивает интерес к образованию и является неотъемлемым фундаментом для непрерывного обучения на протяжении жизни.
Я ценю свой уровень культуры, так как постоянно обогащаю свои знания, активно читая дополнительные научные материалы и статьи.
Страница 48
Обратимся к фактам
Какие личные качества, по вашему мнению, помогают человеку сделать самообразование важной частью жизни?
Человеку помогают развить самообразование и сделать его важной частью его жизни такие качества, как ответственность, усидчивость, внимательность и обучаемость.
Рассмотрим схему
Какой из указанных принципов следует отнести к конституционным правам человека?
Конституционное право человека включает в себя гарантии права на получение образования каждым человеком.
Страница 49
Обратимся к фактам
Почему важно обеспечить доступность различных видов и уровней образования?
Необходимо гарантировать доступность разнообразных форм и уровней образования для обеспечения наличия достаточного количества квалифицированных специалистов.
Проверяем наши знания и умения
1. Что такое образование?
Образование — это процесс приобретения знаний, умений и навыков, направленный на развитие личности и её подготовку к жизни в обществе.
2. Почему в информационном обществе возрастает значимость образования?
В информационном обществе быстрые изменения технологий требуют от человека постоянного обучения, адаптации и развития новых компетенций.
3. Каковы основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества?
4. В чём вы видите значение образования для личности?
Образование помогает человеку реализовать свои способности, получить профессию, развить мировоззрение и повысить уровень жизни.
5. Назовите уровни общего образования.
6. Охарактеризуйте профессиональное образование. Каково его значение?
Профессиональное образование включает среднее специальное и высшее образование, направленное на подготовку специалистов в различных областях. Оно обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда и развитие экономики.
7. Почему в последнее время большое внимание уделяется развитию дополнительного образования?
Дополнительное образование позволяет расширять кругозор, получать новые навыки и повышать квалификацию в условиях быстро меняющихся технологий и рынка труда.
8. Объясните, в чём смысл девиза «Образование через всю жизнь».
Этот девиз отражает необходимость постоянного обучения и самосовершенствования в современном мире, где знания устаревают быстро.
9. Что отличает самообразование от обучения в школе?
В школе обучение идёт по программе с учителем, а самообразование — это самостоятельный поиск и освоение знаний.
10. Каковы основные принципы политики государства в сфере образования?
Выполняем задания
1. Учёные утверждают: образование - это не только одно из основных прав человека, это доказанное преимущество для общества в целом. Приведите аргументы в пользу того, что образование играет значительную роль в общественном развитии.
Образование является фундаментом прогресса, так как:
2. Познакомьтесь с суждением: «Образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование должно обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем». Какие проблемы для вас сейчас являются наиболее значимыми? Покажите на примерах, как вы применяете получаемые в школе знания и умения.
Для меня значимыми проблемами являются подготовка к экзаменам, выбор будущей профессии и адаптация к изменяющимся условиям общества. Например, знания по математике помогают мне логически мыслить и решать задачи в программировании. На уроках литературы я учусь анализировать тексты и выражать свои мысли, что полезно в написании эссе. Изучение иностранных языков даёт мне возможность читать книги и статьи на других языках, расширяя кругозор.
3. В 1920-е гг. в период становления советской системы образования было принято решение отказаться от изучения отдельных предметов. В СССР перешли к так называемым комплексам - темам, непосредственно связанным с жизнью и вбирающим элементы научных знаний. Например, в комплексе «Деревня» рассматривались вопросы: семя, корень, лист, растения и животные, щёлочи, соли (естествознание); температура рыхлого чернозёма, излучение, костёр (физика); площадь круга и сектора, вычисление границ и площадей крестьянских хозяйств (математика). Что в таком подходе вас привлекает, а что вы можете подвергнуть критике?
Привлекает практическая направленность такого подхода: знания сразу применяются в реальной жизни, а не остаются теорией. Однако минусом является возможная нехватка системности и глубины в изучении отдельных наук, что может затруднить дальнейшее образование.
4. Наверное, вам не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией: слабоуспевающий ученик (троечник) подходит к отличнице и просит дать списать домашнюю работу. Как правило, просьба выполняется. Результат - хорошая оценка без усилий. Каково ваше отношение к подобному способу «получения образования»?
Такой способ не даёт реальных знаний и вредит как тому, кто списывает, так и тому, кто даёт списывать. Первый привыкает к лёгкому пути и не развивает умения, а второй поощряет нечестное поведение. Гораздо полезнее помочь однокласснику разобраться в теме, объяснив материал.
Страница 50
Участвуем в проектной деятельности
Разработайте проект «Улучшение качества образования в основной школе». Проведите опрос среди одноклассников: какие они могут выдвинуть предложения по изменению набора учебных предметов, их содержания, организации учебной работы, проверки и оценки результатов. Подготовьте презентацию с предложениями.
Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/d/s7kPBtQ4478zOw