Страница 191
1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?
2. Известно, что по России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооружённых выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящён народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что, по мысли Пушкина, истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые его волновали. Согласны ли вы с этим суждением? Можно ли в прошлом найти объяснение современным событиям?
3. Работа в группе. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачёвского восстания, он писал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мёртвые документы словами ещё живых, но престарелых очевидцев...», затем создал научный труд «История Пугачёвского бунта».
Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина» те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачёве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.
4. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа – Пугачёве, Швабрине, Гринёве, Маше, Савельиче.
5. Вспомните, какой эпиграф предпослан роману. Что хотел сказать этим автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чём её смысл?
6. Какие «проверки» устраивает автор Гринёву и Швабрину на честность и на милосердие? В чём смысл четырёх встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?
7. Дискуссия. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, - такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринёв соблюдал честь дворянина, Савельич – честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют сочувствие, сострадание, доброту, честность и т. д.?
1. Рассмотрите иллюстрации художников А. Бенуа, П. Соколова, С. Герасимова, Д. Шмаринова к роману. Найдите и прочитайте эпизоды из романа, изображённые на рисунках. Какие черты характеров героев романа подчёркивают иллюстраторы?
1. Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в этом произведении? Напишите сочинение-эссе на эту тему.