Страница 189
1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринёва? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как родители провожали Петрушу на службу и какими словами напутствовал его отец?
2. Как характеризует Гринёва и Савельича эпизод с Зуриным?
1. Публичное выступление. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем? Каков характер Савельича? Дорога, буран – расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?
2. Как отблагодарил Гринёв вожатого?
3. Чем интересен разговор Гринёва с генералом? Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения?
Проверьте, как объясняется этот оборот во фразеологическом словаре.
1. Публичное выступление. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведённые в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о её обитателях – Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня (эпиграф к главе III)?
2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?
1. Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе «Поединок»?
2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гринёве?
1. Публичное выступление. Перескажите подробно главу от лица Марьи Ивановны. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню – эпиграф?
2. Что можно сказать о Швабрине?
3. Как вы понимаете слова Гринёва о «благом потрясении»?
1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?
2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?