Подумайте и обсудите в классе, что могла иметь в виду императрица России, произнося фразу о «плохих делах».
Вопросы и задания
1. Что такое рационализм? В чём его достоинства, недостатки?
2. Как вы думаете, почему во время Французской революции идею о естественных правах человека будут называть «оружием разрушителей»?
3. Сравните, как звучала теория разделения властей у Дж. Локка и у Монтескьё. Что в них общего и в чём различия?
4. С чем, по-вашему, связано двойственное отношение Вольтера к церкви и религии?
5. Какие виды интеллектуальных кружков существовали в Европе в XVIII в.?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) издание трактата Монтескьё «О духе законов»; 2) деятельность Джона Локка в Англии; 3) выход в свет «Энциклопедии...» Дидро и Д’Аламбера во Франции.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните смысл понятия «Просвещение».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами. В чём состояли достоинства и слабости общественной мысли Просвещения?