2. Как влияли огромные размеры территории России на развитие экономики страны? Укажите положительные и отрицательные последствия. Какие, на ваш взгляд, преобладали?
3. Как природно-климатические условия влияли на состояние сельского хозяйства? Приведите примеры.
4. Какие меры, принятые государством во второй половине XVIII в., благотворно сказались на развитии экономики России? Приведите конкретные примеры.
5. Дайте характеристику внутренней и внешней торговли России в XVIII в.
6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Используя свои знания по экономической географии, предположите, какими товарами могли торговать на рынке в Нижнем Новгороде.
7. Найдите на карте 3 (см. Приложение) крупнейшие населённые пункты, упомянутые в параграфе. Покажите промышленные центры, мануфактуры, важнейшие ярмарки.
?Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте выдержку из выступления депутата Уложенной комиссии купца из города Серпейска Р. Глинкова. Ответьте на вопросы и выполните задание.
1. Почему купцы были недовольны тем, что дворяне при создании мануфактур использовали бесплатный труд своих крепостных?
2. Как вы думаете, почему предложение депутата не было реализовано?
3. Депутат Глинков известен как изобретатель.
На основе дополнительных материалов составьте краткую справку о нём и его изобретениях.
?Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «отходники». Были ли отходники в России в предшествующее время? Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России XVIII в.
❓Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что Екатерина II хотела изменить в социальном устройстве российского общества?