Стр. 201
Моя лаборатория
ИССЛЕДУЙТЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРОЕНИЯ СКЕЛЕТА И ЗУБНОЙ СИСТЕМЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Цель работы: выяснить особенности строения скелета и зубной системы млекопитающих.
Материалы и оборудование: череп собаки или другого млекопитающего, скелет кошки (кролика, крысы или др.), пинцет.
Ход работы
1. Рассмотрите скелет млекопитающего, выделите его отделы. Обратите внимание на соединение костей между собой.
2. Изучите строение черепа млекопитающего (если нет натурального объекта, то можно воспользоваться рисунком 138). Обратите внимание на объёмность черепной коробки (мозгового черепа), глубокие глазницы, соединения ко-стей, два затылочных мыщелка, подвижную нижнюю челюсть.
3. Опишите зубы на челюстях. Сосчитайте зубы (все вместе и отдельно резцы, клыки, предкоренные и коренные). С каким характером питания сочетается зубная система данного животного?
4. Рассмотрите позвоночник и выделите его отделы. Какое функциональное значение имеет каждый отдел?
5. Изучите строение грудной клетки. Какие функции она выполняет?
6. Рассмотрите пояс передних конечностей и свободную конечность. Найдите и назовите их отделы.
7. Опишите пояс задних конечностей и свободную конечность. Обратите внима-ние на срастание костей пояса между собой и с позвоночником. Найдите и назовите отделы свободной конечности.
8. Сделайте выводы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Используя тексты параграфов, заполните сравнительную таблицу позвоночных животных. Сравните строение сердца и кровеносной системы земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, результаты представьте в виде таблицы.