Стр. 147
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Из каких отделов состоит тело рыбы?
2. Что такое боковая линия?
3. Какую роль играет черепицеобразное расположение чешуи на теле рыбы?
4. Назовите парные и непарные плавники рыбы. Как они различаются по функциям?
5. Перечислите органы чувств, расположенные на голове рыбы.
6. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия и способна ловить добычу?
7. Используя дополнительные источники информации и ресурсы Интернета, опишите рыб, имеющих необычную форму тела и непривычную окраску. Какие из этих представителей встречаются в вашем регионе?
ПОДУМАЙТЕ!
Как вы думаете, почему трудно удержать живую рыбу в руках?
Моя лаборатория
ИССЛЕДУЙТЕ
ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РЫБЫ
Цель работы: изучить внешнее строение рыбы, пронаблюдать за механизмом движения рыбы в воде.
Материалы и оборудование: банка с аквариумными рыбками, ручная лупа.
Ход работы
1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму её тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела.
2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде.
3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните эти различия.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост. Установите, как они соединены между собой. Какое значение имеет такое соединение?
5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки.
Какую роль играют эти органы в жизни рыбы?
6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, анальный и хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.
7. Зарисуйте внешний вид рыбы в рабочей тетради. Укажите на рисунке части тела рыбы.
8. Запишите вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.