Прочитайте фрагмент выступления - речи писателя Даниила Гранина перед немецким бундестагом, которую он произнёс в День памяти жертв нацизма 27 января 2014 года. Какие языковые средства, характерные для устной публичной речи, использует автор? Эмоциональна ли его речь? К чему призывает писатель? Какими аргументами он подтверждает свою мысль? Какие оценочные слова произносит писатель? Какие слова вам непонятны?
Мне хотелось бы поблагодарить господина президента, председателя и всё руководство бундестага, депутатов за любезное приглашение выступить сегодня здесь, в такой знаменательный. во всяком случае для меня, день. Сегодня у нас в Петербурге люди идут на Пискарёвское кладбище, это одно из таких символических кладбищ города. Идут для того, чтобы вспомнить и отдать должное всем погибшим в годы блокады. Кладут на могильные холмы сухари, конфеты, печенье, чтобы выразить любовь и память к тем людям, для которых это была трагичная и жестокая история.
Она и для меня была трагичная и жестокая. <...>
Спустя 35 лет после войны мы опросили для книг 200 человек блокадников. Каждый раз я допытывался: "Почему вы остались живы, если вы провели здесь всю блокаду?" Часто оказывалось, что спасались те, кто спасал других - стоял в очередях, добывал дрова, ухаживал, жертвовал коркой хлеба, кусочками сахара... Не всегда, но часто. Сострадание и милосердие - это типичные чувства блокадной жизни. Конечно, и спасатели умирали, но поражало меня то, как им помогала душа не расчеловечиваться. Как люди, кто остался в городе и не принимал участия в военных действиях, смогли остаться людьми. <...>
Вы знаете, существует такое сакральное пространство. Когда человек возвращается в сострадание и духовность. В конечном счёте всегда торжествует не сила, а справедливость и правда. И это чудо победы, любовь к жизни, к человеку...
Спасибо за внимание.
(Российская газета. - 2014. - № 17.)