Прочитайте и озаглавьте текст. Определите, к какой функциональной разновидности языка он относится. Как вы поняли, почему люди стали использовать камень для постройки сооружений? Разбейте текст на микротемы (абзацы). Составьте назывной план. Каким видом чтения вы воспользовались? Используя план, кратко перескажите текст.
Большая часть поверхности Земли покрыта каменными породами. Поэтому люди издавна стремились использовать камень для своих построек. Из него создавались прекрасные долговечные сооружения. Но они требовали огромного труда. Чем крепче камень, тем труднее добывать и обрабатывать его. Очень непросто было придать ему правильную геометрическую форму, например прямоугольную, и необходимые размеры. Ещё тяжелее - обтесать и отшлифовать его, чтобы поверхности камней плотно прилегали друг к другу. На такой трудоёмкой работе была основана техника возведения каменных построек в Древнем мире. Некоторые такие сооружения с тех времён сохранились до наших дней, например гигантские египетские пирамиды. Они создавались тысячами рабов, чей труд был невероятно изнурительным. Потом люди научились вести кладку на вяжущем растворе - извести, которая соединяла камни. Прочность каменной кладки на известковом растворе настолько велика, что построенные таким образом средневековые храмы и крепости сохранились до наших пор. В России мы восхищаемся замечательными древнейшими каменными памятниками архитектуры: церковью Преображения Господня на Нередице (Новгородская область, XII век), церковью Покрова на Нерли (Владимирская область, XII век), крепостью Изборск (Псковская область, XIV век), Детинцем (кремлём в Новгороде, XV век) и др. В настоящее время во многих городах используют крепкий природный камень - гранит - для облицовки больших зданий, мостов, набережных. Для внутренней отделки применяют разноцветный мрамор, распиленный на тонкие пластины и тщательно отполированный. Таким мрамором украшены многие станции Московского метрополитена.