Послушайте текст (читает учитель). После первого прослушивания озаглавьте его. После второго - перескажите подробно часть текста, рассказывающую об Андрее Рублёве. Что главное вы поняли из этого отрывка?
Обратитесь к тексту. Назовите постоянные морфологические признаки выделенных причастий.
В 1830 году русское войско под предводительством великого московского князя Дмитрия Донского одержало победу над воинами Золотой Орды. Закончилось ордынское иго, продолжавшееся в течение двух веков. Русь вздохнула свободно. Наступило время строительства новых храмов, культурного подъёма.
В Москве в Кремле возводились белокаменные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский.
Храм должен был быть местом, где люди не только молились Богу, но и могли восхищаться убранством церкви, её красотой. Поэтому храмы украшали фресками и иконами. Фрески - это произведение религиозного содержания, выполненные по сырой штукатурке красками, которые растворяются водой6. Иконы - это живописные религиозные произведения6, но, в отличие от фресок, их писали на деревянных досках (чаще всего липовых). Использовались краски, приготовленные из минералов, растворённых в яичных желтках6. Перед нанесением красок художник покрывал доску левкасом - алебастром, разведённым жидким клеем. На фресках и иконах изображали святых и ангелов; сюжеты, описанные в Библии; исторические события, которые были важны для церкви. Иногда святые и ангелы напоминали обычных русских людей.
В эту эпоху жил и трудился наиболее почитаемый и известный художник Руси Андрей Рублёв. Сохранились сведения, что он вместе с другими знаменитыми мастерами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Андрей Рублёв создавал также фрески Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троицко-Сергиевой лавре. К сожалению, из этих фресок дошли до нашего времени только фрагменты. Большинство специалистов считает, что кисти Рублёва принадлежит также икона "Владимирская богоматерь" из Успенского собора во Владимире. Учёные-искусствоведы6 спорят о том, какие ещё произведения принадлежат Андрею Рублёву.
Безусловно, кисти этого художника принадлежит замечательная икона - "Троица". На ней изображён сюжет, взятый из Бибилии, о том, как древнего старца Авраама посетили три ангела. Ангелы пришли к старцу в образе странников. Древний обычай предписывал встречать гостей с радостью, давать им приют и угощение. Андрей Рублёв изобразил странников как прекрасных юношей, которые сидят за столом. Перед ними чаша - символ жертвы Христа. Крылья у ангелов золотистые, одежды - зеленоватые, голубые и вишнёвые. Синяя накидка среднего ангела привлекает внимание необыкновенно ярким цветом, для которого автор использовал дорогую по тем временам краску из лазурита. "Троица" - удивительно светлая и радостная икона. В ней Андрею Рублёву удалось передать чувство мира, покоя и гармонии. Эту прекрасную икону можно увидеть в Третьяковской галерее. "Троица" - великое творение не только русского, но и мирового искусства.