§ 20. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Извержения вулканов. Оползни. Обвалы
Проверяем знания
1. Что такое вулканическое извержение, оползень, обвал? Сформулируйте определения своими словами. Сравните с определениями в учебнике.
2. Какой способ избежать гибели людей во время чрезвычайных ситуаций геологического происхождения самый надёжный? Есть ли другие способы? Аргументируйте свой ответ.
3. Сравните причины возникновения оползней, обвалов. Есть ли между ними общее?
4. Можно ли предвидеть начало оползня или обвала? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Каковы правила эвакуации при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения?
6. Представьте, что вы выявили признаки надвигающегося стихийного бедствия, но оповещения о нём не поступило. Как вы поведёте себя?
Проводим исследования
1. Представьте, что ваша туристская группа находится у подножия вулкана. Утром вы получаете сообщение, что вулкан проснулся. Как вы поведёте себя? Опишите последовательность действий.
2. Может ли человеческий фактор быть причиной оползня или обвала? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Какая особенность оползня позволяет предвидеть его появление?
Работаем с источниками
1. Найдите в Интернете информацию о вулканах на территории нашей страны. Опишите действующие, уснувшие, потухшие вулканы.
2. Бывают ли оползни в городах? Если да, найдите информацию в Интернете. Каковы причины этих явлений?
После уроков
1. Найдите в Интернете информацию о гибели старинного города Помпеи. Как вы думаете, были ли предвестники катастрофы? Почему люди не покинули этот город? Подготовьте информацию об этом историческом событии.
2. Найдите в Интернете информацию о сильных оползнях и обвалах в нашей стране. Могут ли эти природные явления изменить рельеф местности? Обоснуйте свою точку зрения.