• Послушайте 1 -ю часть Сонаты № 8. В каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?
• Спойте главную тему финала. Проследите по компьютерной графике за ее развитием. Из какой темы 1-й части она вырастает?
• Послушайте 2-ю и 3-ю части Сонаты № 8. Как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие?
• Каким предстает в этой музыке человек? Чувства, мысли, переживания каких известных вам персонажей литературных произведений,
кино, театра могла бы выразить эта музыка?
• Какую мысль в целом утверждает композитор, прибегая к рондообразности построения финала?
• Сравните начальные интонации Сонаты № 8 Бетховена и Этюда № 12 Шопена. Что их объединяет?
• Страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно - такие слова часто употребляют для характеристики музыки романтиков: Шуберта, Шопена, Листа и др. Какими из этих слов можно охарактеризовать музыку Бетховена? Аргументируйте свое мнение.