Страница 115
1. Какие чувства Васёка вызывал у вас в начале рассказа? Что вы думали о его отношении к работе, к жизни?
2. Изменилось ли ваше отношение к герою после того, как вы узнали, что он талантливый человек?
3. Кто поддержал Васёку, помог ему поверить в то, что он очень талантлив?
4. Почему Васёка, не дожидаясь рассвета, разбудил Захарыча и показал ему Стеньку?
5. Как можно охарактеризовать впечатление, произведённое на Захарыча скульптурой Стеньки (потрясение, удивление, заинтересованность, сочувствие и т. п.)?
Встречалось ли вам произведение искусства (картина, скульптура, музыкальное произведение), которое оставило сильное впечатление? Расскажите об этом устно или письменно.
1. Как вы думаете, почему Шукшин дважды говорит, что Журавлёвы встретили Глеба и пришедших с ним мужиков «радушно»?
2. Чьё поведение во время «научного диспута» более естественное? Почему?
3. Как меняется интонация Глеба Капустина по мере продолжения разговора с кандидатами наук? Что звучит в голосе Глеба в конце разговора?
4. Почему мужики не любили Глеба?
5. Как вы думаете, в чём причина жестокости Глеба к «знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щёлкнуть по носу»?
6. Подготовьте выразительное чтение «научного спора». Постарайтесь при этом передать движение чувств и настроений участников: от осторожного «прощупывания» ситуации до торжествующего злорадного поучения у Глеба; от добродушного удивления до негодования у кандидата наук.