1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя? Как вы понимаете строки: «Многие — в страшной борьбе, / К жизни воззвав эти дебри бесплодные, / Гроб обрели здесь себе...»? Какая мысль выражена антитезой?
4. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаем из их песни, какое чувство она вызывает?
5. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?
6. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о нём? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
7. Почему стихотворение обращено к детям?