Стр. 48
К какому сословию относились купцы и банкиры?
1. Как появление огнестрельного оружия сказалось на положении дворян в обществе?
2. Какие перемены произошли в среде купечества и крестьян?
1. Как в картине голландского художника П. Брейгеля Старшего отразились черты традиционного общества и перемены, происходившие в нём?
2. Чем объясняется быстрый рост населения Европы в XVII в.? Почему большинство населения в XVI – XVII столетиях по-прежнему проживало в деревне?
3. Чем типичная традиционная семья отличается от семьи XXI в.?
4. Дайте определение понятия «мануфактура», указав её существенные признаки. Чем мануфактура отличается от ремесленной мастерской?
5. Какие изменения происходили в раннее Новое время в сословном делении общества? Почему дворянство утрачивало позиции?
6. Заполните таблицу, самостоятельно выделив линии сравнения жизни в городе и деревне в Европе XVII в.
7*. В современной науке существует понятие «линия Хаджнала». Она проходит от Санкт-Петербурга до Триеста (найдите эти города на карте) и делит Европу на два региона: к западу от неё преобладал в XVII—XVIII вв. высокий возраст вступления в брак (более 24 лет для женщин и 26 лет для мужчин), к востоку — ранние браки (менее 22 лет для женщин и 24 лет для мужчин). Различалась также доля людей, вообще не вступавших в брак (10 и 5% соответственно). Демограф XX в. Дж. Хаджнал, сделавший это наблюдение, полагал, что это деление имело колоссальные последствия для развития экономики. Выскажите предположение, какие именно. Проверьте себя, найдя недостающую информацию в Интернете.
8*. В течение XVI – XVII вв. различия между городом и деревней усиливались или смягчались? Обоснуйте своё мнение.
9*. Почему «охота на ведьм» почти не коснулась Российского государства и других православных стран?
10*. Почему на востоке Европы произошло «второе издание крепостничества»? Изучите мнения учёных по этому вопросу и подготовьте небольшое сообщение.
11*. Какую роль в «военной революции» сыграли Итальянские войны (борьба ведущих европейских держав за Италию в первой половине XVI в.)?
12*. Разбейтесь на группы и подготовьте с опорой на дополнительные источники информации иллюстрированные доклады (презентации) о жизни и быте европейцев в XVI – XVII вв. В рамках избранной вами темы рассмотрите такие вопросы, как изменения на протяжении двух столетий, различия между богатыми и бедными, между городом и деревней. Возможные темы: история жилища, облик города и деревни, интерьер, питание и посуда, одежда и мода, транспорт, гигиена и бани и др.
Прочитайте отрывок из сочинения чешского педагога Я. Коменского «Великая дидактика» и ответьте на вопросы.
1) Как автор описывает недостатки образования своего времени и что предлагает взамен?
2) Как вы думаете, были ли учтены его рекомендации?