Стр. 202
1. Перечислите территории, которые удалось подчинить императорам из династии Цин.
2. С чем связано «закрытие» Китая? К каким последствиям это привело?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и объясните китайскую по- говорку, возникшую во времена правления династии Цин: «Тот, кто имеет голову, не имеет волос, тот, кто имеет волосы, не имеет головы».
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
1) правление императора Канси; 2) Нерчинский договор Китая с Россией; 3) маньчжурское завоевание Китая; 4) правление династии Мин.
3. Заполните в тетради таблицу «Положительные и отрицательные последствия установления власти маньчжуров в Китае». Сферы
4. Какие признаки в жизни Китая впервой половине XVI в. свидетельствовали о нарастающем кризисе государства? Почему власть страны не замечала эти «сиг- налы»?
5. Что привлекло и что оттолкнуло вас в политике, которую проводили маньчжуры в Китае? Почему?
6*. Какие ещё религиозные системы, наряду с конфуцианством, были распространены в средневековом Китае? Какова была их судьба в маньчжурский период? Подготовьте сообщение об одной из религий (по выбору).
7* . Подготовьте презентацию об одной из сфер жизни Китая в XVI-XVI в. (власть, общество, хозяйство, духовная культура, быт идр.).
Духовная культура Китая в XVI–XVII вв.
Изучаем документ
Прочитайте отрывок из книги отечественного историка О. Непомнина и ответьте на вопросы.
[Император] всемерно укреплял позиции конфуцианства, в пол- ном объёме восстановил экзаменационную систему и сеть конфуцианских учебных заведений, всячески привлекая ко двору авторитетных конфуцианских учёных. Даже маньчжурская знать была вынуждена давать своим детям конфуцианское образование.
1) О каком императоре идёт речь? Как вы это поняли?
2) Каким словом называли конфуцианских учёных в Китае?
3) Почему император решил привлечь их на свою сторону?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Почему завоевателям-маньчжурам удалось создать в Китае прочное государство?