Стр. 22
Вопросы в конце параграфа
1. Как началось царствование Ивана IV? В чём заключались особенности положения правителя-ребёнка в этом и в других известных в истории случаях? Как это сказывалось на характере, отношении к людям?
2. Объясните, что собой представляла созданная Иваном IV система приказов. Какая роль отводилась приказам?
3. Используя информацию учебника, заполните таблицу о реформах середины 1550-х годов в указанных сферах.
Государственный аппарат Сословное представительство Законы и суд Войско
4. Почему политический строй России во второй половине XVI века историки определяют как сословно-представительную монархию?
5. Дайте оценку значения реформ 1550-х годов для Российского государства. Что было их главным результатом?
6. Сравните Земские соборы, учреждённые Иваном IV, и органы сословного представительства в странах Западной Европы.
7. Объясните, кто служил в приказах. Чем отличалось положение этих людей?
8. Начните составление исторического портрета Ивана IV (по материалу параграфов 2–5) по предложенному плану:
1) время и условия прихода к власти;
2) внешний облик и характер царя;
3) задачи, которые он стремился решить в своей внутренней и внешней политике;
4) методы правления;
5) основные результаты царствования;
6) оценка Ивана IV современниками и историками.