Стр. 225
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. В чём вы видите причины Медного бунта?
2. Опишите ход Медного бунта. Каковы были его последствия?
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Что изображено на картине? Предположите, что могло вызвать возмущение слобод.
2. Определите хронологический порядок событий:
1) Медный бунт;
2) протекторат О. Кромвеля;
3) Соляной бунт в Москве;
4) принятие Соборного уложения.
Правильный ответ: 3, 4, 2, 1.
3. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
1) О каком событии идёт речь в источнике? В каком году оно произошло?
Источник описывает Соляной бунт, который произошел в 1648 году.
2) Какие обещания были даны царём народу?
Царь пообещал изгнать тех, кто виновен в возникновении народных проблем (прежде всего, боярина Морозова), и больше не назначать их на ключевые государственные должности.
3) Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями?
Через год после того, как произошли описанные события, было принято Соборное уложение.
4. Как изменилось положение крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения?
5. Составьте в тетради таблицу «Народные движения в России в середине XVII в.»
Название и годы Участники (лидеры и слои населения) Цели Ход Итоги и результаты
6. Почему выпуск медных денег вызвал недовольство населения? Сформулируйте не менее двух причин. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта?
7. Сравните Соляной и Медный бунты. Укажите, что было общим, а что различным.
8. Чем абсолютная монархия в России во второй половине XVII в. отличалась от монархий в странах Западной Европы (Франция, Англия)?
9. Составьте в тетради простой план ответа по теме «Городские восстания середины XVII в.».
10*. Историк С. М. Соловьёв в своей книге «Чтение и рассказы по истории России» написал: «Прикрепление крестьян — это вопль отчаяния, испущенный государством, находящимся в безвыходном экономическом положении». Поддерживаете ли вы такую точку зрения? Своё мнение обоснуйте.
11*. Используя дополнительные источники информации, определите сущность «указной» и «безуказной» теорий возникновения крепостного права и основные аргументы их сторонников.