Стр. 190
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Как в XVIІ в. происходило прикрепление крестьян к их владельцу? Какие повинности несли крестьяне?
2. Чем положение черносошных крестьян отличалось от положения крепостных?
3. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность пашенных и ясачных людей Сибири.
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Опишите картину. Представители каких сословий на ней изображены?
2. Дайте определения следующих понятий: «тягло», «барщина», «оброк», «поместье», «вотчина». Запишите их в тетрадь.
3. Заполните таблицу.
Сословные группы в России XVIІ в. Права Обязанности
4. Прочитайте отрывок из книги историка В. И. Буганова «Российское дворянство» и выполните задание.
Сформулируйте особенности сословной структуры российского общества, выделенные автором текста.
Автор считает, что в XVII веке сословная структура российского общества отличалась определённой нечеткостью. Городские жители могли стать служилыми людьми «по прибору» и в будущем даже полноценными дворянами. С другой стороны, разорившиеся дворяне могли превратиться в посадских людей или даже в холопов.
5. Используя интернет-ресурсы, выясните численность населения Франции и Англии в конце XVII столетия.
6. Почему были ликвидированы белые слободы?
7. Каким образом государство ограничило рост церковного землевладения?
8. Сравните положение сословных групп в России и в странах Западной Европы в XVII в. Отметьте общее и различия.
9*. Каковы были последствия закрепощения крестьян в России? Был ли иной вариант развития страны? Вопросы обсудите в группах.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Какие изменения произошли в положении разных сословий российского общества XVIІ в.?