Стр. 171
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Охарактеризуйте основные итоги Смуты для России.
2. Каков, по вашему мнению, главный положительный и отрицательный урок Смутного времени?
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какие сословные группы поддержали избрание на царский престол Михаила Фёдоровича Романова?
2. Определите хронологический порядок событий:
1) освобождение Москвы от поляков;
2) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство;
3) создание Второго ополчения;
4) начало правления в Иране шаха Аббаса I Великого.
Правильный ответ: 4, 3, 1, 2.
3. Назовите понятие, о котором идёт речь в словарной статье. Запишите определение этого понятия в тетрадях.
Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.
4. В каком положении оказались поляки в Москве в 1612 г.?
В 1612 году польский гарнизон в Москве был окружён. Второе ополчение отрезало маршруты снабжения из Речи Посполитой. В результате у захватчиков оставался выбор между медленной голодной смертью и капитуляцией на милость победителей.
5. Прочитайте отрывок из работы историка С. Ф. Платонова, ответьте на вопрос и выполните задание.
Согласны ли вы с мнением историка? Ответ подтвердите фактами
Частично можно согласиться с точкой зрения историка. Действительно, социально-экономические трудности начали накапливаться еще со времен Ивана Грозного. Однако, без династического кризиса, Смутного времени, вероятно, не произошло бы. Возможно, вспыхнули бы народные волнения, бунты или восстания, но правительственные войска неизбежно их бы подавили.
6. Какова была главная особенность Земского собора 1613 г.? С какой целью он был созван? В чём была основная сложность поставленной на Соборе задачи?
7. Какое значение для дальнейшего развития страны имело избрание Михаила Фёдоровича Романова на российский престол? Сформулируйте не менее трёх положений.
8. К какому году и почему относят окончание Смутного времени? Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты для России?
9*. Существует следующая оценка избрания на русский престол Михаила Фёдоровича Романова: «Михаил Фёдорович в наибольшей степени устраивал все сословия, что дало возможность достичь примирения и национального согласия». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте, подобрав несколько фактов и объяснив, как с их помощью можно аргументировать выбранную точку зрения.
10. Можно ли найти аналоги событий Смутного времени в зарубежной истории? Приведите несколько примеров.
11*. С помощью дополнительных источников информации узнайте о поступке костромского крестьянина Ивана Сусанина. Это был реальный подвиг или история Сусанина — сочинённый миф? Свой ответ аргументируйте.