11.* Что было общего, а в чём состояли различия в способах укрепления верховной власти Иваном Грозным и правителями в странах Европы в XVI в.?
⌛ Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Определите хронологический порядок событий: 1) битва при Молодях; 2) начало национально-освободительной войны в Нидерландах против Испании; 3) введение опричнины; 4) указ о заповедных летах.
? Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.
1. Как представляли права и обязанности монарха и его подданных Иван Грозный и Андрей Курбский? В чём различаются их взгляды? Что их объединяет?
2. Чью позицию вы разделяете? Объясните почему.
? Работаем с ПОНЯТИЕМ
Раскройте смысл понятия «заповедные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России.
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Сумел ли Иван Грозный с помощью опричнины достигнуть тех государственных целей в области внешней и внутренней политики, которые ставил?