2. Составьте и заполните таблицу «Смута в России» на основе материала § 17-25.
3. Какие события дали основание учёным охарактеризовать начало XVII в. в истории России как Смутное время? Назовите несколько таких событий.
4. Почему ни один правитель России, царствовавший в начале XVII в., не смог удержать власть и только воцарение Михаила Романова стабилизировало ситуацию?
5. Что позволило преодолеть Смуту и изгнать из страны иностранных захватчиков?
6. Сформулируйте главную причину организации Первого и Второго ополчения. Какие обстоятельства привели к распаду Первого и успеху Второго ополчения?
7. Существует следующая оценка Смутного времени: «В ходе Смуты существовали возможности для изменения политического строя России, но они так и не были воплощены в жизнь». Поддерживаете ли вы такую оценку? Своё мнение обоснуйте.
8. Поработайте в парах. Дайте оценку роли бояр в событиях Смутного времени. Один из вас должен подобрать доказательства (факты, доводы) положительной роли боярства, а другой — отрицательной. Сделайте вывод.
9. Выясните, какие события Смуты и как связаны с историей вашего региона.
10. Придумайте памятник событиям Смутного времени. Сделайте эскиз. Объясните, почему он должен выглядеть таким образом.
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Что позволило сохранить независимость Российско- го государства в период Смутного времени?
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1. Мнения историков о причинах Смутного времени.
2. Герои и антигерои Смуты (Лжедмитрий І и его окружение, Лжедмитрий I, лидеры сопротивления: М. Скопин-Шуйский, П. Ляпунов, К. Минин, Д. Пожарский).
3. Самозванство в России и в Европе.
4. Малое оледенение: чем могли быть вызваны изменения климата в XVII в.?
5. Когда закончилось Смутное время: мнения и споры историков.
6. Мой край в годы Смуты.
7. Как День народного единства (4 ноября) связан со Смутным временем?