Стр. 186
Вопросы и задания к главе II
1. Установив в 1653 г. протекторат, Кромвель сказал: «Я вынужден был взять на себя обязанности полицейского». Как вы понимаете это высказывание?
2. Обсудите с одноклассниками, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».
3. Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землёй, ныне перешло к деньгам».
4. Прочитайте текст и подумайте, какими причинами объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции: «Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнётом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли… Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности…» Согласны ли вы с его суждением?
Я разделяю это утверждение, поскольку неприязнь общества возникла из-за политики церкви и правительства, а политика власти была обусловлена поведением населения по отношению к власти. Я согласен с тем, что поведение народа и власти были взаимосвязаны.
5. Чьи теории нашли своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?
6. Поразмышляйте над вопросом, являются ли революции неизбежным элементом человеческой истории. Своё мнение обоснуйте.
7. Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVI – XVII вв.
8. Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?
Творческие работы и проекты
Информационный проект «Войны XVI–XVII вв. в Европе».
Исследовательский проект «Литературные произведения как исторический источник»