Стр. 49
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чём вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.?
2. Чем различалось положение черносошных и владельческих (крепостных) крестьян?
3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне.
4. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители?
5. Какие категории духовенства существовали в XVII в.?
6. Что принципиально отличало первое сословие от остальных?
7. Какие экономические выгоды давало казачество государству?
8. Можно ли утверждать, что в XVII в. бояре и дворяне были окончательно уравнены в правах? Своё мнение аргументируйте.
9. На основе материалов параграфа составьте (в тетради) схему «Социальная структура российского общества в XVII в.»
10. Заполните пропуск в схеме (в тетради). Проверьте свой ответ, обратившись к рубрике «Проверьте себя» на с. 126
Пропущенное слово: барщина.
Работаем с картой
1. С опорой на атлас и материалы параграфа охарактеризуйте социальное развитие России в XVII в.
Социальная структура российского общества XVII века оставалась практически неизменной по сравнению с предыдущим периодом, при этом дворянство укрепляло свои позиции и постепенно приравнивалось к боярству. В то же время казачество на окраинах страны, таких как Дон, Яик, Терек и Приуралье, увеличивало свое влияние и численность. Развитие ремесел способствовало росту городского населения. Духовенство становилось более зависимым от светской власти. Но самые радикальные изменения происходили с крестьянским сословием, которое было полностью закрепощено.
2. С помощью атласа покажите на карте территории, где преимущественно расселялись черносошные крестьяне. Объясните причины того, что в этих районах было мало владельческих крестьян.
Большинство черносошных крестьян выбирали Поморье и Сибирь в качестве места переселения. Эти регионы были мало привлекательны для владельцев крестьян, так как земли здесь были неплодородными, и поэтому бояре, дворяне и духовенство не видели в них потенциала для высокой прибыли.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Определите, что из перечисленного обозначает событие, что – процесс, а что – явление: крепостничество, закрепощение крестьян, принятие Соборного уложения. Как вы это определили?
2. Объясните, как местничество препятствовало эффективному государственному управлению. Были ли в местничестве положительные черты?
3. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте своё мнение.
4. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в. в Европе и России.