Стр. 28
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему распался тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II?
2. Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава. Почему служение патриарха Гермогена называют подвигом? Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты?
3. Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы?
4. Подготовьте рассказ об образовании и деятельности Второго ополчения. Для чего был создан «Совет всей земли»?
5. Какое значение имело освобождение Москвы от поляков Вторым ополчением?
6. Почему 4 ноября стало отмечаться в России как День народного единства?
Работаем с картой
Покажите на карте на с. 17 путь следования Второго ополчения к Москве. Как вы думаете, почему он был именно таким?
Изучаем документ
1. В чём автор отрывка усматривает главную особенность Земского собора 1613 г.?
Автор считает, что главной характеристикой Земского собора 1613 года было его всесословное участие, включая даже посадских и сельских жителей, что ранее не было прецедентом.
2. Какие важные сведения о работе Земского собора приведены в данном отрывке?
Автор описывает ситуацию, в которой Земский собор отказывается искать нового правителя среди иностранцев, и рассказывает о коррупции, связанной с покупкой голосов избирателей для будущего царя.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?
2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал об осаде поляками Троице Сергиева монастыря. На основе собранного материала подготовьте сообщение о защитниках обители (сопроводив его электронной презентацией).
3. В чём состоит историческое значение подвига Ивана Сусанина?