Стр. 113
Изучаем документ
1. По тексту отрывка назовите те изменения, которые произошли в быту и обычаях знати в XVII в.
Она стала употреблять не только пиво, но и Шампанское, Рейнское и Французские вина, различные виды меда и двойную водку. После обеда она привыкла отдыхать и спать в полдень. Она обращалась к немецким врачам и принимала прописанные ими лекарства.
2. Какие привычки из описанных автором были присущи представителям всех сословий российского общества?
В России все, от самых высокопоставленных до наименее привилегированных слоев населения, привыкли отдыхать и спать в полдень после обеда. Именно поэтому в это время закрывается большая часть престижных магазинов.
3. Назовите особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание и т. п.), которые отмечает автор.
Русские мужчины обладают величественным, сильным телосложением, схожим по цвету кожи с остальными европейцами. Они уделяют большое внимание своим длинным, густым бородам и пухлым животам. Усы отращиваются длинными, свисающими через губы. Священники позволяют себе носить длинные волосы, распущенные по плечам, в то время как остальные предпочитают короткую стрижку. Женщины в России обычно среднего роста, стройные, с нежными лицами и фигурой. В городах они наносят румяна, подкрашивают брови и ресницы. У детей младше 10 лет волосы стригутся по всей голове, оставляя только локоны по обеим сторонам. Девочки носят большие серебряные или медные серьги в ушах. Ежедневная пища русских включает в себя каши, репу, капусту, свежие и соленые огурцы, а в Москве особенно популярна соленая рыба. Главным напитком простого народа является квас.
4. Опираясь на текст параграфа и материалы документа, составьте одно меню (на выбор):
1) для боярской семьи;
2) для семьи столичного служивого дворянина;
3) для провинциального помещика.
Обсудите с одноклассниками, насколько достоверным с исторической точки зрения получилось предложенное вами меню.
Примерное меню провинциального помещика включало в себя выбор из пшеничного или ржаного хлеба, овсяной, пшеничной или ячневой каши, жареного мяса (курица, утка, ягненок, свинина или говядина), свежих или соленых огурцов, квашеной или свежей капусты. На десерт был предложен мед, а также фрукты и ягоды (яблоки, груши, сливы, вишни). В качестве напитков подавались квас, пиво, а иногда и вино.
5. Выберите верные суждения и проверьте свой ответ, обратившись к рубрике «Проверьте себя» на с. 126:
1) русское общество разделено на сословия;
2) автор сочинения – иностранец;
3) русские люди и внешне, и в одежде похожи на остальных европейцев;
4) автор сочинения пишет, что русские люди предпочитают лечиться народными средствами;
5) русские переняли южноевропейский обычай дневного отдыха.
Правильные ответы: 1, 2, 4.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Представьте, что вы боярин, дворянин, горожанин или крестьянин (на выбор), живущий в XVII в. Воспользовавшись дополнительной литературой и Интернетом, напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день из жизни…», сопроводив его рисунками жилища и одежды.
2. Известно, что кулачные бои были одной из любимых народных потех. Найдите в тексте поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описание кулачного боя. На основе этого описания подготовьте рассказ о кулачном бое в XVII в.
3. Сравните повседневную жизнь русских крестьян и горожан в XVII в. с жизнью современных горожан и сельских жителей. Что в наше время сохранилось в быту и рационе питания городского и сельского населения с XVII в.?
4. Посетите местный краеведческий музей. Подготовьте экскурсию для учащихся младших классов о жизни вашего края в XVII в.
5. Какие традиции, существовавшие в XVII в., до сих пор сохранились в вашей местности, семье?
6. Подготовьте презентацию с изображением вещественных исторических источников, характеризующих повседневную жизнь различных сословий российского общества XVII в. При подготовке используйте ресурсы Интернета или собственные фотографии из местных музеев.