Стр. 87
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода?
2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам?
3. В чем были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя?
4. Как сложились судьбы членов Избранной рады?
5. Сформулируйте в двух-трех предложениях суть политики опричнины. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана?
6. Каковы основные итоги опричнины?
Работаем с картой
1. С помощью атласа покажите на карте территории, вошедшие в состав опричнины.
2. Назовите наиболее крупные города, которые находились в этих территориях.
В опричнину были включены такие территории, как часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и другие. Александровская слобода стала её главным центром.
3. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины.
Опричнина имела огромный экономический потенциал. Это были богатые территории, обладавшие выходом к морям, что позволяло вести активную торговлю. На востоке находились владения Строгановых, которые были известны своим богатством и торговыми связями с Сибирью. В то время земщина располагалась на менее прибыльных территориях, находящихся на юге и западе.
4. Используя материалы параграфа, нанесите на контурную карту основные центры и территории опричнины и земщины, отразите это в легенде карты.
Изучаем документ
1. Как оценивает автор отрывка деятельность Ивана IV?
Иван IV получает негативную оценку со стороны В. О. Ключевского в своем царствовании.
2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Автор относится к своим оценкам объективно, поскольку царь не реализовал все свои задумки. Действия монарха принесли больше негативных последствий, чем пользы.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объединитесь в группу и соберите информацию о членах Избранной рады с помощью дополнительной литературы и Интернета. Составьте в тетради их биографические портреты. Узнайте, что объединяло членов Избранной рады, а в чём они были абсолютными противоположностями.
2. Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с началом политики опричнины. Как вы считаете, почему Иван IV уехал в Александровскую слободу и прислал оттуда две грамоты, первую - духовенству и Боярской думе, а вторую – посадским людям Москвы? В чем была цель этих действий царя?