Стр. 75
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.
2. Объясните, что такое местничество.
3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в.? Чем были вызваны эти перемены?
4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?
5. Что означает понятие «казенных» во фразе «…белые дворы и слободы, освобожденные от казенных платежей и повинностей…»?
6. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.
7. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните порядок несения «тягла» в XVI в. Результат выполнения задания представьте в виде краткого сообщения перед одноклассниками.
8. Объясните значение понятий «урочные лета» и «заповедные лета».
Стр. 75
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Составьте в тетради схему «Лестница служилых чинов в России в XVI в.».
2. Назовите три категории крестьян, существовавшие в XVI в. Положение крестьян какой из этих категорий было самым тяжелым? Почему?
3. В науке преобладают два разных взгляда на возникновение в России крепостного права: «указная» и «безуказная» теории. В дополнительных источниках информации выясните, в чём заключается суть обеих теорий; в тетради запишите имена (не менее трёх) историков — сторонников каждой из теорий. Запишите цитаты этих историков, подтверждающие их позицию по вопросу возникновения крепостного права. Какая из данных теорий кажется вам наиболее убедительной? Приведите не менее двух аргументов в защиту своей точки зрения.
4. С помощью Интернета найдите изображения древних гербов российских бояр. Выясните, что они обозначали.
5. Используя Интернет, подготовьте электронную презентацию «Москва и ее жители в XVI в.». Проиллюстрируйте примерами повседневную жизнь горожан – выходцев из разных сословий.
6. В местном краеведческом (историческом) музее найдите предметы быта городского/сельского населения XVI в. Проследите изменения, произошедшие с конца XV — начала XVI в. Подготовьте доклад и обсудите его в классе.