Стр. 41
Работаем с картой
С опорой на карты в учебнике (см. с. 30, 36) нанесите на контурную карту территории, вошедшие в состав Российского государства в первой четверти XVI в. В результате каких событий эти территории были присоединены?
Покажите на карте на с. 36 территории, которые отошли России в результате войн с Великим княжеством Литовским в первой трети XVI в. (с)
Изучаем документ
1. Соотнесите содержание данного документа с соответствующим текстом параграфа.
В учебнике рассматривается военное столкновение, однако нет упоминания о соглашениях с Михаилом Глинским.
2. Используя дополнительные источники информации, выясните, какие факты, приведенные в данном документе, соответствуют действительности, а какие нет.
Михаил Глинский изначально стремился получить контроль над Смоленским княжеством, чтобы отнять его у польского короля и передать его под защиту великому князю. Однако, Михаил изменил свои планы и перешел на сторону польского короля, ожидая его войска. К сожалению, он был пойман по пути к побегу. Несмотря на это, смоленск был захвачен русскими войсками до измены Михаила Глинского.
3. К какому виду письменных источников относится приведённый документ? В чём проявляется его специфика?
Этот документ является частью летописи, характерной особенностью которой является упорядоченное представление событий по годам.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя карту и текст параграфа, определите, почему владение Смоленском было так важно для России. Свой ответ аргументируйте.
2. Вспомните, какую роль в Европе играли рыцарские ордены в конце XV – середине XVI в.
3. Оцените действия российского государя и императора Священной Римской империи при подписании ими договора о союзе против короля Сигизмунда I.
4. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, подготовьте материал для сообщения по теме «Казанское ханство и Русь: история отношений в 1438–1530 гг.». Материал представьте в той форме, которая вам кажется наиболее удобной (таблица, схема, электронная презентация и др.).
5. Используя Интернет, подготовьте сообщение о Ганзейском союзе. Подумайте, какие международные организации в наши дни решают задачи, стоявшие перед Ганзейским союзом в период его существования.
6. Что определяло внешнюю политику России в первой трети XVI в.?