Стр. 20
Работаем с картой
1. С помощью атласа покажите на карте территории расселения казачества в XVI в.
2. Ознакомившись с картой (на с. 60–61 учебника), скажите, где было больше городов – западнее Волги или восточнее ее?
Изучаем документ
Текст рассказывает о том, как ведется сельское хозяйство, занимаются скотоводством и производят продуктовые заготовки.
2. Какое значение для жизни россиян имели эти занятия?
Это было очень важно, поскольку заготовки обеспечивали крестьянам пищей. Если было излишне, их можно было продать.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьеву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами. Что означает понятие «зона рискованного земледелия»?
2. Используя материал параграфа, составьте в тетради таблицу «Население России в начале XVI в.». В таблице должны быть указаны категории населения, их основные занятия, характерные особенности жизни.
Категории населения Основные занятия Характерные особенности жизни
3. Жизнь какой группы населения характеризуют следующие термины и названия: промыслы, Запорожская Сечь, жалованье, круг, военная добыча? Составьте в тетради описание жизни этой группы населения, используя все указанные термины и названия.
4. Подумайте, почему члены гостиной и суконной сотен были освобождены от налогов и повинностей, обязательных для других горожан. Можно ли отнести купцов, входивших в гостиную и суконную сотни, к привилегированным слоям общества? Свой ответ аргументируйте.
5. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы.
6. Подготовьте сообщение о быте населения вашего края в конце XV — начале XVI в. При подготовке используйте вещественные исторические источники, представленные в местном краеведческом (историческом) музее. Обсудите сообщение в классе.