Стр. 112
Вопрос и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.
1. Каковы были особенности развития российской культуры XVI в.?
2. Почему были важны культурные контакты России с другими странами?
3. Что объединяло героев былин и эпосов различных народов?
4. Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений.
5. Посетите краеведческий (исторический) музей вашего края или виртуальную экскурсию любого российского исторического музея. Определите, какие из представленных в музее вещественных исторических источников относятся к культуре XVI в. Объясните их предназначение.
6. Используя материалы для самостоятельной работы и Интернет, определите, какой новый строительный материал пришел в это время на смену природному камню. Из какой страны в Россию была привезена технология его изготовления?
Работаем с картой
С помощью атласа найдите на карте территории (примерные) расселения народов, у которых героями эпоса были нарты.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Как было организовано обучение в школах XVI в.?
2. Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?
3. Выясните, сколько лет прошло от создания И. Гуттенбергом первой печатной книги в Европе до создания И. Федоровым первой печатной книги в России.
4. Как представлена русская история в «Степенной книге»? Как в ней объясняются причины исторических событий?
5. В каком литературном произведении XVI в. русская история рассматривается как часть всемирной?
6. Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?
7. Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?
8. В повседневной жизни народов России XVI в. выделите общие и особенные черты. Как формировалась самобытная культура различных народов России? Каким образом складывалась единая российская культура?
Народы Праздники Особенности проживания Пища
9. Опираясь на текст материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности, подтвердите существование культурных связей России со странами Европы.