§ 5. Точность и погрешность измерений
Вопросы на странице 18
1. За счёт чего возникает погрешность при измерении?
2. Что называют абсолютной погрешностью измерения?
3. Из чего складывается абсолютная погрешность измерения?
4. Как записать физическую величину с учётом абсолютной погрешности измерения?
1. В вашем распоряжении имеются линейка длиной 25 см с ценой деления 1 мм и измерительная лента длиной 10 м с ценой деления 1 см. Каким из приборов следует воспользоваться, чтобы измерить с большей точностью длину учебника; длину комнаты?
2. Как вы узнали, в некоторых случаях измерение проводят не сколько раз и вычисляют среднее арифметическое значение результатов. В чём смысл этого? Не получится ли так, что среднее арифметическое будет ещё сильнее отличаться от истинного значения измеряемой величины, чем результаты отдельных измерений?
ЗАДАНИЕ 4 на стр. 19
1. Измерьте линейкой с миллиметровыми делениями длину и ширину какого-либо предмета прямоугольной формы, например книги, пенала. Запишите результаты с учётом абсолютной погрешности измерения.
2. Определите показания термометра на рисунке 11, б. Запишите значение с учётом абсолютной погрешности измерения.
3. Определите длину окружности монеты: 1) прокатив её по линейке (рис. 17, а); 2) измерив диаметр монеты (рис. 17, б) и умножив его на число = 3,14. Сравните результаты измерений. В каком случае вы проводили прямое измерение, в каком — косвенное?
4. Измерьте время между ударами пульса. Для этого средним пальцем правой руки нащупайте у себя пульс на левом запястье. Измерьте время, в течение которого происходит 50 ударов пульса, с помощью секундной стрелки часов. Проведите измерение 5 раз. Одинаковое ли время у вас получилось в этих измерениях? Чему равно среднее время между ударами пульса? Для каких измерений можно использовать собственный пульс? Найдите информацию о том, кто из учёных ис пользовал пульс при измерениях.