§ 9. Как ориентироваться на местности
Проверяем знания
1. Охарактеризуйте своими словами способы ориентировки, описанные в параграфе.
2. Каковы основные принципы ориентирования на местности по Солнцу?
3. Что значит ориентироваться по местным предметам?
По каким предметам вы можете ориентироваться около своего дома?
около школы?
Опишите, почему эти предметы могут быть ориентирами.
4. Как вы понимаете, что такое просеки и оцифровка на квартальных просеках?
Как ориентироваться по ним?
5. Знаете ли вы другие способы ориентирования, помимо описанных в параграфе?
Назовите их. Если приходилось ими пользоваться, расскажите, как это происходило.
Проводим исследования
1. Представьте, что вы собираетесь в поход. Произведите ориентирование карты, определите точку стояния, проложите маршрут.
2. Определите стороны света с помощью часов. Опишите, как вы это делали.
Работаем с источниками
1. Найдите в Интернете описания принципов ориентирования по компасу. В качестве тренировки с помощью компаса определите расположение классной доски; двери класса, вашего места в классе. Опишите порядок своих действий, соотнесите их с правилами ориентирования, описанными в книге.
2. Перечитайте ещё раз параграф. Составьте краткий справочник, содержащий правила ориентирования. Опишите растения, которые помогают определять части света.
После уроков
1. Разделитесь на группы. Каждая группа разрабатывает презентацию, иллюстрирующую один способ ориентирования, и демонстрирует его одноклассникам. На основании всех презентаций разрабатывается коллективная памятка для будущих туристов.
2. Внимательно изучите окрестности своего дома. Найдите объекты, которые могут служить ориентирами. Составьте план местности около вашего дома, обозначив ориентиры.