Стр. 51
Проект
Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его посвятили Вольге или Микуле? Как-бы он выглядел? Подготовьтесь к устной защите проекта.
Совершенствуем свою речь
Попробуйте сделать небольшой словарик (на тему «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые слова на выбор). Объясните слова «нарекать», пожаловать», «раздольице», «крёстный батюшка» и др.
Фонохрестоматия
1. Былины Древние русские эпические песни о богатырях и героях. Стих былины торжественный, напевный, со множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.
Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?
2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича? Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?
3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени отечеству). Почему это происходит?
4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?