Стр. 122
1. Используя карту (с. 101), расскажите о географическом положении и природных условиях Новгородской земли.
2. Охарактеризуйте основные занятия населения Новгородской земли. Что служило главным источником благосостояния и могущества Господина Великого Новгорода?
3. Составьте схему «Управление Новгородской землёй». Расскажите о функциях главных должностных лиц.
4. Объясните, какое положение в Новгороде занимали князья. Чем оно отличалось от положения князей, например, в землях Юго-Западной Руси?
5. Историки отмечают, что среди населения древнего Новгорода была весьма широко распространена грамотность. В чём это выражалось? Как вы думаете, чем объяснялась такая высокая степень распространения грамотности?
6. Рассмотрите иллюстрации с изображениями новгородских храмов (с. 119–120). Какие типичные черты вы в них отметили? Что отличало их от церковной архитектуры других русских земель?
7*. Как вы думаете, чем определялся выбор героев в древних русских былинах, сказаниях? Почему, например, герои новгородских былин отличались от персонажей былин Киевской Руси?
8*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Новгород XIII века. Укажите род занятий своего героя, цель его поездки, впечатления от города, его достопримечательностей и т.д. Используйте в своём сообщении иллюстрации из учебника и других доступных вам изданий, а также интернет-ресурсов.
Стр. 122
§ 20. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ
Чем отличались природные условия и хозяйственное развитие земель Северо-Восточной Руси? Какую политику вели суздаль ские и владимирские князья?