Стр. 79
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Почему дружинники были заинтересованы в получении вотчин?
2. За жизнь смердов, закупов, рядовичей и холопов назначался одинаковый штраф. Чем различалось положение этих категорий населения?
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как художник изобразил князей? Предположите, о чём они могли спорить.
2. Определите хронологический порядок событий:
1) Нормандское завоевание Англии;
2) Любечский съезд князей;
3) создание Правды Ярославичей.
3. Историк Н. М. Карамзин отмечал:
Все народы германские давали родственникам убитого право лишить жизни убийцу или взять с него деньги, определяя разные пени [штрафы]... Законодатели берегли жизнь людей, нужных для государственного могущества, и думали, что денежная пеня может отвращать злодеяния. На какое сходство древнерусского и германского законодательства обратил внимание историк? Как назывался на Руси такой штраф? Почему он вытеснил кровную месть?
4. Справедливо ли утверждение, что междоусобицы на Руси были результатом жадности и завистливости князей?
5. Какие последствия имел Любечский съезд князей для единства государства Русь?
6*. Известно, что Изяслав Ярославич, изгнанный из Киева, отправился за помощью в Польшу, а затем и в Священную Римскую империю. С опорой на дополнительные источники информации узнайте, как звали правителей этих стран. Удалось ли русскому князю получить от них помощь?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
Чем отличались усобицы сыновей Ярослава Мудрого от вражды сыновей Владимира Святого?