Стр. 141
Вопросы и задания к главе
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. С помощью дополнительных источников информации выясните, какая битва изображена на иконе. Где была создана эта икона? Чем закончилось сражение? Кто из деятелей, упоминавшихся в главе, принимал в нём участие?
2. Какими причинами была вызвана раздробленность Руси? Какие из них были объективными (то есть не зависевшими от воли людей), а какие — субъективными (то есть такими, на которые люди могли повлиять}?
3. На основе материалов главы сформулируйте основные черты периода раздробленности Руси в экономической и политической сферах.
4. Сравните положение князей в Галицко-Волынской и Новгородской землях. Что общего и что различного можно отметить?
5. Некоторые историки полагают, что период раздробленности характеризовался упадком Руси. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в защиту своего мнения.
Главный вопрос главы
Как раздробленность повлияла на развитие русских земель?
Темы проектов
1. Вооружение и тактика русских воинов в XI – XIII вв.
2. Виртуальное путешествие по древнерусскому городу.
3. История моего края в ХІ – ХІІ вв.
4. Повседневная жизнь и праздники на Руси
Ресурсы к главе
1. Прочитайте отрывки из русских летописей, выполните задание и ответьте на вопрос.
1) Определите, когда и где произошли события, описанные в отрывках. Установите их хронологический порядок.
Событие А имело место в Киеве в 1169 году.
Событие Б состоялось в 1136 году в Новгороде.
Событие В имело место в 185 году на территории Новгород-Северской земли.
Событие Г произошло в Москве в 1147 году.
Хронологический порядок: Б, Г, А, В.
2) В каком произведении древнерусской литературы описаны события, о которых идёт речь в отрывке В?
События, упомянутые в отрывке В, изложены в «Слове о полку Игореве».