Стр. 106
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чём состояли сходство и различия в положении помещиков и бояр?
2. В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы?
3. Расскажите об особенностях городской жизни на Руси ХV в.
4. Каковы причины появления и особенности положения казачества?
Работаем с картой
1. Покажите на карте территорию Русского Поморья.
2. Найдите на карте территории, где селились казаки.
Стр. 106
Изучаем документ
1. Соотнесите содержание данного отрывка с соответствующим отрывком из текста параграфа. Какую новую информацию вы получили из документа? (При ответе обратите внимание не только на содержание, но и на язык, которым написан документ).
В Судебнике 1497 года Иван III внес изменения, устанавливающие единый срок для всех крестьян страны, в течение которого они могли переходить на другие земли. Этот срок составлял неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего, который приходится на 26 ноября. При этом, крестьянин обязан был выплатить владельцу земли определенную сумму.
В данном отрывке представлены измерения пожилого человека и информация о способах оплаты.
2. Как вы думаете, почему был установлен описываемый в документе порядок уплаты пожилого?
Порядок оплаты арендной платы был установлен с целью предотвратить возможность заставить крестьянина платить цену, которую он не мог бы себе позволить.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. С помощью компьютера создайте схему, показывающую состав общества Русского государства в начале ХVI в.
2. Сравните состав общества Русского государства начала ХVI в. с обществом стран Западной Европы того же периода.
3. Используя Интернет и дополнительные материалы, напишите в тетради рассказ на тему «Один день московского ремесленника/крестьянина/помещика начала ХVI в.» (на выбор).