Стр. 76
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какая система управления государством существовала на Руси в ХI в.? Чем она отличалась от системы управления западноевропейских стран?
2. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, составьте и прокомментируйте таблицу «Категории населения на Руси и в странах Европы и их характеристика».
Категория населения Характеристика
3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».
4. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси и в Западной Европе».
5. Какую роль в жизни людей играла Церковь? Почему?
6. Какое влияние на развитие Руси оказывали монастыри?
7. Назовите категории собственников личных земельных владений на Руси. В чем вы видите черты сходства и различия между ними?
Стр. 76
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и Интернет, составьте рассказ «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе). Обсудите его в классе.
2. Подготовьте презентацию по одной из тем данного параграфа. Обсудите его на уроке. Составьте в тетради несколько вопросов одноклассникам по теме презентации и оцените правильность их ответов.
3. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».
3 (с). Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.
4. Рассмотрите картину художника А. М. Васнецова «Двор удельного князя» (с. 71). Предложите, какие категории населения изображены на ней. Как вы это определили? Назовите критерии, которые помогли вам с определением.